вторник, 19 февраля 2013 г.

Страшные погребальные обычаи мерина

Страшные погребальные обычаи мерина


Мальгаши, народ острова Мадагаскар, этнически неоднородны. Но делятся на две большие группы: прибрежные районы населяют негроидные народности, внутренние гористые районы – люди монголоидного типа. Самым известным народом из последней группы является народ мерина с достаточно светлым цветом кожи и прямыми волосами. Именно предки мерина, прибывшие в древности с островов Индонезии, создали первые мощные государства на Мадагаскаре.


В настоящее время мерина - народ рисоводов и огородников. Террасы рисовых полей, расположенные по склонам гор, обязательно обложены камнем. Работа на них тяжела и трудоемка. Разводят мерина и скот.
Не следует, однако, думать, что все мерина, погрузившись по колено в грязь рисовых полей добывают пропитание в поте лица. Племя издавна и прочно занимает место в элите мадагаскарского общества. Даже на сайте Агентства ООН по делам беженцев прямо указано: «Элита сообщества мерина всегда поддерживала свое положение, вне зависимости от политического режима. Они отлично знают, когда перейти от поддержки правительства и перейти в оппозицию, для поддержания их элитного статуса. Это не нравится прибрежным группам населения. И те считают мерина высокомерными».

Вот и нынешний Президент Высшей Переходной Администрации, Андри Нирина Радзуэлина, происходит из народа мерина. Трудовую деятельность он начинал как массовик-затейник и диджей, а власть получил в результате государственного переворота.
Поэтому бывший Президент, Марк Равалуманана, из прибрежной негроидной народности, с 2006 года пребывает на Сейшельских островах. Тот,правда, тоже власть получил в результате переворота, свергнув большого друга СССР и любителя одолжиться в МВФ, первого марксиста Мадагаскара Дидье Рацирака.
В целом жизнь мерина тиха и незатейлива. Но есть у них обычаи, которые просто потрясают воображение европейцев.

Теоретически большая часть мерина являются христианами протестантских конфессий, но их погребальные обряды и поминания мертвых отнести к христианству сложно. Во-первых, покойника хоронят дважды. Первый раз - просто и незатейливо. Это первое погребение является временным.
Дело в том, что мальгаши упорно не желают отказываться от элемента традиционной одежды под названием ламба. Ламба это кусок ткани, которым они драпируются как плащом. Приверженность к ламба даже позволила сохраниться традиционному кустарному ткачеству, так как, по мнению мерина, ламба из импортных материалов некрасивое и непрочное.

Обычная ламба украшается узором из полос. Но существует и специальная погребальная ламба. Она изготавливается из шелковой ткани и окрашивается в красный цвет. Стоит погребальная ламба огромных денег. Небогатые мерина несколько лет копят деньги на то, чтобы похоронить родственника достойно.
И вот через несколько лет, когда тело покойного уже превратилось в скелет, производится второе и главное захоронение. Родственники умершего откапывают тело, что само по себе зрелище не для слабонервных, и перевозят тело поближе к родовой могиле.
Мерина стараются и жить, и лежать в родовой могиле вместе. Родовые могилы мерина представляют собой каменные склепы и по богатству намного превосходят дома, в которых живут мерина. Гробница является гордостью семьи и тщательно сберегается. Время уничтожает целые деревни, но гробницы стоят «как новенькие».

Чтобы чувствовать себя счастливым, каждый мерина должен знать, что у него есть место в семейной могиле. Если у человека такого места нет, то он лишается права на обработку рисовых полей общины и становится изгоем.
Тело покойного, завернутое в циновку, укладывают на колени родственниц. Прибывающие на обряд постепенно накрывают его драгоценными погребальными ламба. После этого произносятся прощальные слова.

И тут начинается самое страшное – один из родственников покойного забрасывает обернутое тело на плечи и начинает свой потрясающий танец. С точки зрения европейца, этот жуткий, мрачный погребальный танец - настоящее святотатство. Танцор всячески демонстрирует неуважение к трупу.
"Его поведение, судя по всему, призвано изменить или даже разорвать узы, связывающие живых с этим мертвым индивидом. Таким образом, он его обезличивает, заставляет ассоциировать его теперь только с могилой и землей предков" – такое мнение вынес один из очевидцев события.

После жуткой пляски тело размещается в усыпальнице, родственники же принимаются за поминки. Такое поминовение вызывает в европейцах настоящий религиозный ужас. Это настоящее торжество, радостное и веселое. Все едят, пьют. Произносятся шутки. Поются песни, в основном непристойного содержания, часто переходящие в прямую похабщину. Все это предназначено для того, чтобы развеселить мертвеца, чтобы ему не было скучно в дальней дороге к раю.
Но это еще не все. Раз в год в прохладный сезон все дороги острова заполняются всевозможными машинами, телегами и экипажами. Это родственники едут на могилы предков. Они должны их переодеть и перевернуть на другой бочок. А то покойным будет некомфортно…

Комментариев нет:

Отправить комментарий