вторник, 19 февраля 2013 г.

Ашанти пытают ведьм и сажают их на кол

Ашанти пытают ведьм и сажают их на кол

Ашанти (3,3 млн. человек) – негроидный народ, живущий в горах Западной Африки. В доколониальную эпоху они были сказочно богаты, так как торговали золотом и рабами, захваченными во время войн. Тем не менее, их империя пала, традиционные верования претерпели серьезные изменения, а их также стали вывозить в трюмах в качестве рабов.  Строптивые  и неуживчивые, они доставляли много хлопот плантаторам.
Ашанти верят, что дети наследуют кровь матери и дух отца, поэтому права наследования на землю у них передаются по женской линии. Девушки обычно «в девках» не засиживаются. Как только  деревня убеждается в зрелости невесты, ей находят мужа .
Им может стать и уже женатый человек, если его богатство позволяет иметь несколько жен. Видимо, такие традиции связаны с гибелью мужчин в войнах, позволяя  всем женщинам быть «пристроенными» и рожать детей.


Ребенку в племени очень рады, причем любому – девочке и мальчику. Счастливая мама обычно после родов проходит по деревне с новорожденным за спиной, собирая от соседей подарки и деньги.
Как воинственный народ, раньше ашанти имели множество рабов, которых не гнушались продавать европейцам. Вожди ашанти бахвалились, что сами они никогда не станут рабами.
В конце 19 века, после 70 лет кровопролитных войн и 7 военных походов, англичанам удалось все-таки поработить ашанти, разрушить основы их уникальной культуры. Колонизаторы грабили этот богатейший народ долгие годы и,  чтобы было легче оказывать влияние на умы аборигенов, искореняли традиционные верования.  Они учили детей в миссиях, стараясь сделать из них законопослушных христиан.  Множество древних храмов ашанти было разрушено. 
На Севере Ганы развернулись мусульмане, которые, начиная с 14 века, распространили свое влияние на северных племенных вождей. В то же время в Гане мусульманство претерпело свои метаморфозы,  и ашанти и фанти основали собственные секты, которые получили название - «Ислам фанти и ашанти».  Эти секты известны своей антихристианской и антимусульманской пропагандой в общественных проповедях. Те же, кто считаются христианами (20% населения), также исказили христианские учения, и в настоящее время принадлежат к христианско-африканским сектам, которые являются синтезом христианских и африканских религиозных учений и обрядности.
В Гане часто бывает, что члены одной семьи порой придерживающихся разных религиозных взглядов. Христиане навещают друзей-мусульман во время их религиозных праздников. А те, в свою очередь, не гнушаются повеселиться с христианами.
Особенно почитают в Гане праздник, который проходит один раз в 6 недель и связан с поклонением духам предков.  Праздник начинается в деревне утром: вождь собирает совет старейшин во дворце.   Конечно, внешне этот дворец напоминает деревенскую избу, но это не мешает вождю сидеть с горделивым видом на специальном деревянном стуле, в котором (как считают все в племени) живут духи предков.
 Глиняные стены во дворце покрашены в красный цвет, украшены фетишами из меха и кожи, амулетами, бутылочками с волшебными снадобьями и костями жертвенных животных. В специальной комнате вождь хранит также стулья своих умерших предшественников, церемониальные рога и трость. Обычно сандалии и трости висят под потолком. У вождя даже есть, правда, в одном лице, пресс-секретарь, переводчик и церемониймейстер, который созывает соплеменников на праздник поминовения усопших предков.
Первыми приходят старейшины. Они  обсуждают проблемы деревни: уничтожение лесов или снижение цен на какао.  Потом все идут в храм, расположенный рядом с дворцом и построенный  в том же стиле. Закрытый внутренний двор храма окружают 4 помещения: для барабанов, хора, утвари и алтаря.
Во всей стране сохранилось 10 деревенских храмов, так как остальные традиционные постройки ашанти были разрушены во время колониальных войн. Юнеско причислил эти храмы к историческому наследию, высоко оценив культуру этого уникального народа.
 Мотивы декора стен и утвари в храме повторяют орнаменты на тканях. В горшках и деревянных фигурках живут души деревенских богов, а в скамеечке шамана  - души умерших. Ашанти считают, что  без гармоничного общения с предками у жителей деревни никогда ничего не получится.
После визита в храм, правителю приносят церемониальный зонт, под которым  он вместе с подданными проходит по главной улице, демонстрируя свою силу и способность всех защитить. Далее деревенский правитель едет к региональному вождю, потом  - к еще одному вождю,  в провинциальный город. Едет он на автомобиле, марка которого зависит от статуса деревни и ее богатства.
Завершается поездка визитом  к королю Ашанти, который живет в большом городе.  Там все церемонии проходят в том же духе, но гораздо более пышно. Король принимает подданных, сидя  на золотом стуле, в котором живет душа всего народа. Последними в списке приглашенных к нему подходят деревенские вожди. Потом они разъезжаются по своим деревням, где праздник завершается танцами шамана, который, впадая в транс, видит будущее. Приплясывая, он произносит невнятные звуки, понятные лишь для избранных - вождя и его церемониймейстера.
Хорошо, если послание умерших было благоприятным и народу ничего не грозит. Но иногда в жизнь людей вмешиваются вампиры (асанбосам), которые могут тайно, из укрытия нападать на людей и высасывать у них кровь. Асанбосам напоминает обликом человека, но зубы у него- железные. Это невероятное существо сидит на верхушках деревьев, свесив ноги,  и использует свои крючкообразные стопы для ловли тех, кто проходит мимо.
 Еще одна беда может прийти в мирные деревни в облике колдуньи. Процесс превращения в колдунью обычно долог, непредсказуем. Страшной ведьмой может стать любая пожилая женщина. Колдунья способна покинуть тело и путешествовать в ночи, как раскаленный светящийся шар. Она нападает на людей, высасывая их кровь. Особенно любят эти страшные существа кровь детей, а также сок из фруктов и овощей.
 Ашанти верят, что иногда колдуньи могут принимать облик какого-то животного - кошки, крысы. Тогда они ночью высасывает кровь из неприметной ранки, из-за чего возникает затяжная болезнь или смерть. Ведьмы также собираются вокруг бэйси, горшка с кровью жертв. Если  кто-то посмотрел в него, он увидел бы лишь воду.
Заподозрив соплеменницу в колдовстве, ее обычно  подвергают испытаниям. Способы испытаний удивительным образом похожи на методы инквизиции в Восточной Европе. После того, как подтверждение получено, начинается казнь. Язык приговоренной  вытаскивают и пришпиливают к подбородку колючкой (карающие защищались от последнего проклятия). Затем ведьму сажают на кол. В некоторых случаях тело сжигают  или оставляют  в лесу на растерзание хищникам.
Не случайно Ганриет Табмен (1822-1913) – культовая беглая рабыня, обладающая уникальным даром ясновидящей, была из рода ашанти. Согласно легендам, в своих снах и видениях она могла парить, словно птица над местностью. Она помогала беглым рабам выбрать правильную дорогу, прятала их в безопасных местах.
 Ее дар проявился в 12 лет, когда она встала между разъяренным надсмотрщиком и мальчиком- рабом. Надсмотрщик ударил ее в лоб свинцовой гирей весом в два фунта. Девочка чуть неумерла, но выжив, стала сталкиваться с различными видениями и слышать голоса. В ее сознании как бы раскрылось окно для связи с духами предков, которые, как она считала,  помогали ей спасать соплеменников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий